НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Современность

Медицина

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Ольга

Здравствуйте.
В данный момент я болею онкогематологическим заболеванием (прохожу химиотерапию), после химиотерапии , особенно высокодозной нельзя очень долго иметь детей (если не разовьется бесплодие). Скажите пожалуйста, можно ли использовать контрацепцию в семейной жизни при медицинских противопоказаниях иметь детей?
Вменяется ли мужу во грех оставление своей жены, если она не может иметь детей при венчанном браке? Спаси Господи за ответ.

Уважаемая Ольга!

В православной среде распространялись самые разные точки зрения по данному вопросу, иногда приходящие между собою в прямое противоречие. Недопустимо, когда неразумное навязывание частных взглядов всем окружающим приводит в конце концов к распадению семей и к личным трагедиям. Такое нередко происходит, когда ревностные православные христиане и ревностные духовники (прежде всего очень молодые батюшки, которые у нас иногда на третьем десятке лет — от роду, а не от рукоположения! — уже «старцами» становятся) говорят о том, что существуют лишь две возможности: или рождение неограниченного количества детей (сколько получится!) или полное воздержание супругов после рождения у них того количества детей, которое они могут понести.

Конечно, пара, не желающая иметь детей, не может стать домашней церковью и не может быть названа христианской семьей в настоящем смысле этого слова. Если супруги не готовы к жертвенности, если они не хотят отдавать свое время, свой покой и свои душевные силы, не готовы жертвовать в какой-то степени даже своей карьерой и профессиональной реализацией ради того, чтобы родить и воспитать дитя — это всего лишь глубоко ущербный союз двух эгоистов.

Но бывает, в семье складывается ситуация, как и в Вашем случае, когда по болезни, иным серьезным причинам бывает необходимо на какой-то срок воздержаться от рождения детей... Да, можно сказать, что единственный способ ограничить количество детей — не прикасаться мужу и жене друг к другу. Но что мы получим в результате? Распад многих семей. Будет ли это победой высокой нравственности?

Кто может разрешать данный вопрос. Духовник? Недопустимо, когда неразумное навязывание частных взглядов всем окружающим приводит в конце концов к распадению семей и к личным трагедиям. Всё-таки это личный семейный вопрос, и духовник не может разрешить или запретить, он может только посоветовать.

Муж? Это уже ближе к правде. Он глава семьи. Если он говорит "надо воздержаться" - надо к нему прислушаться. Если он говорит - "будем использовать неабортивную контрацепцию" - он имеет право принять такое решение. Его мнение в данном случае будет весомее совета духовника. Собственная совесть? Да, жена может высказать мужу своё отношение к вопросу, но и решение мужа как главы должна уважать больше, чем советы священников/любых других людей.

Грех бывает когда? Когда люди не хотят детей из эгоистических побуждений. Противопоказания к беременности разве эгоистические побуждения? Нет. А считать, что близость без рождения детей греховна или даже что она нужна только для рождения детей - неправославный взгляд на вопрос. У близости есть ещё цель -телесное проявление любви между супругами, а дети - естественное следствие, но не единственная причина близости. (иначе можно сказать, что возможно ребёнка и вне брака завести, если цель - только дети). Также неразумно будет совсем игнорировать пожелания врачей и считать, что Бог сам сделает всё как надо (хотя, конечно, и врачи часто излишне перестраховываются и ошибаются).

Вывод: это дело совести двоих (мужа и жены). "В браке супруги должны быть сами себе довлеющими судиями".

Выдержка из документа "Основы социальной концепции":

"XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано" (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.

Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на "недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке", а также напомнил пастырям о необходимости "соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни"".

Этот ответ просмотрели 3906 раз.