НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Современность

Церковь

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»
19.11.2003

Спрашивает: Елена

Здравствуйте. Сердечно благодарю Вас за быстроту, а главное - за пастырские любовь, терпение и мудрость, с которыми Вы отвечаете на наши вопросы.
Может быть, Вы уже отвечали на вопрос о том, какова разница между духом и душою?
Мне это не очень понятно. Некоторые батюшки говорят о двуединой сущности человека - взаимосвязи его души и тела. А другие - о триединой - взаимосвязи тела, души и духа. Поясните, пожалуйста.
Спаси Вас Господь.
19.11.2003

Уважаемая Елена!

Ваш вопрос сложен. Святые отцы не дают точной формулировки на этот вопрос. Некоторые из них придерживаются учения о душе и теле, другие же говорят о духе, душе и теле. Как ни странно, но по существу – это два одинаковых мнения. Дело в том, что святые отцы всегда говорили о единой природе человека, неделимой, целостной. Не стоит, пожалуй, отчетливо проводить разделение на отдельно дух, душу и тело, что свойственно богословию западных христиан. Православие всегда придерживается принципа единства, принципа доминанты общего над частным. Вдумаемся в глубину вопроса и там мы найдем ответ. Человек устроен по подобию Бога и так как мы православные христиане не делим Бога на 3 природы, а говорим, что Бог один, Троица святая и Единосущная, то и человек устроенный по образу Божию, так же содержит в себе некоторую троичность. Такова структура, принцип бытия. Бог непостижим и человек тоже является непостижимым. Задайте себе вопрос: кто я? И ответьте на него, но обратите внимание на то, что кем Вы отвечаете и то кого Вы назвали – это не одно и тоже. Дело в том, что кем Вы отвечаете никогда не будет Вами определен, и при этом Вы никак не раздваиваетесь, а представляете собой единого, целостного человека. В Вас есть непостижимая глубина, которая полагается в основу Вашей жизни. Человек – это личность, а личность именно и есть то, что сохраняет человека единым, целостным. Таким образом мы можем говорить о некоторой троичности человека: 1)непостижимая глубина, 2)мышление, смысл и 3) личность, которая все объединяет и исходит от единой, непостижимой глубины. Но будем помнить, что наша непостижимость отличается от непостижимости Бога. Бог наш Творец, мы его творение. Бог абсолютно, Сам по Себе непостижим. Троица святая и единосущная соответственно есть: Ипостась Отца – свехнепостижимое, бездна апофатизма; Ипостась Сына – Логос, сверх смысл; Ипостась Духа – единство сверхсмысла и Бездны Непостижимого, Само объединяющее, исходящее исключительно от единой бездны апофатизма. Бог есть Дух, говорит нам Священное Писание, что свидетельствует о единосущии Святой Троицы. Мы понимаем, что это трудно для восприятия и требует гораздо более глубокого и подробного объяснения, но прочтите символ веры – его великое значение в том, что в нем выражено в символах троичное Богословие и спасение человека. Мы не случайно здесь затронули вопрос о Боге – все взаимосвязано и ответить на Ваш вопрос без богословия – невозможно. Человек – это воплощенная, явленная идея человека. Плоть – это не что-то особенное материальное, а изваяние смысла человека, человек без плоти – это не человек, поэтому смерть и страшна, как растление плоти. Христос воскрес, вознесся на небо, воссел одесную Отца, и плоть человека во Христе приобщилась бессмертию (почитайте 1Кор. 6, 13-17) . Душа – принцип жизни человека. Поэтому некоторые святые отцы указывали только на тело и душу, дух же как принцип личности для них был не то чтобы отстранен, а неявно присутствовал, как сущностное единство души и тела. Более систематичны и не менее глубокомысленны были отцы, которые говорили о духе, душе и теле, выделяя дух как высшее начало в человеке, начало объединяющее, личностное. Подводя некоторый вывод можно сказать, что непостижимость человека, его душа (+ «дух»)– образ ипостаси Бога Отца, тело – образ Ипостаси Сына, и личность человека (дух человека) – образ Ипостаси Духа Святаго. Когда святые отцы порицали жизнь телесную – это не порицание тела как такового, а порицание зацикливания на телесных нуждах, когда высшее, то что от непостижимого Бога, уходит на второй план. Когда восхваляли отцы жизнь духовную, они не отрицали тела, а наоборот утверждали его возможность быть соединенным с Божией благодатию, утверждали, что Бог должен быть в центре наших интересов. Важно помнить, что человек един и целостен во образ Единосущной Троицы. Помоги Вам Господь

Этот ответ просмотрели 1455 раз.