НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Церковные праздники

Крещение

На вопрос отвечает представитель сайта «Владивостокская митрополия»
01.09.2015

Спрашивает: Надежда

Правда ли, что в Крещенскую ночь сам Господь освящает воду? Является ли любая вода, набранная этой ночью, освященной или это суеверие? И еще, если Бог сотворяет душу человека при зачатии, то куда попадают те души, что не были крещены при жизни и как души всех людей живших когда-либо помещаются в раю или аду?
03.08.2015

Здравствуйте Надежда!

Господь освящает воду по молитвам Церкви. В ночь с 18 на 19 января все земные воды являют присутствие благодати Божией. Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме.

Вода освящается не потому, что в нее погружается крест и она приобретает «ионы серебра», как писалось в антирелигиозных советских брошюрах. Вода освящается потому, что ее однажды освятил Христос в Своем крещении, и, в ответ на молитвы Церкви, продолжает делать это, посылая Святого Духа. Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать.

Священнику дана власть испрашивать в особых молитвах и священнодействиях ниспослания на воды благодатных даров Божиих. В молитвах на освящение воды говорится: «О еже освятитися водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся». Святой Дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней, которая, в свою очередь сообщает благодать всему, что соприкасается с нею. Сначала священник освящает обычную воду, читая над нею молитвы и погружая в нее крест. А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что священник окропляет ею.

Отвечает доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. — Божия благодать — не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если у людей есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды или, по крайней мере, прийти и взять освященную воду, а они не пользуются этой возможностью, говорят «да наберем из-под крана — святая будет», они не получают святую воду. Другое дело, когда нет возможности получить освященную воду, как, например, было во времена гонений на Церковь, когда многие верующие, не имея возможности получить воду, освящаемую в храме, шли в полночь на реку или ключевой источник и набирали там воду. Такая вода действительно была святой, она стояла годами и не портилась».

Вторая часть вашего вопроса требует очень большого, развёрнутого ответа, который будет опираться на определённую сумму богословских знаний. Можно сравнить с тем, как объяснить дошколёнку почему гремит гром с точки зрения физических законов. Давайте не будем лезть в Дела Божии, а только верить в Его Милосердие, уповать на Его милость.

Возможно, вас удовлетворит этот ответ.

Представить себе рай и ад мы не можем, как не можем представить себе жизнь вне времени, а она будет именно такой после Пришествия Христа. Это как пытаться объяснить нерождённому ребёнку ветер и солнечный свет,  ласковое море и лес, и всю нашу земную жизнь. У нерождённого ребёнка нет такого опыта, нет таких понятий, как и у нас, чтобы попытаться объяснить рай и ад. А кто сказал, что у рая есть границы?

Почитатйте святителя Игнатия (Брянчанинова) "Слово о смерти. О рае и аде".

Подудмайте о случившемся со святым Антонием Великим, эту историю рассказал святой Игнатий (Брянчанинов) в "Отечнике": "Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, – другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою? – Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно".

Этот ответ просмотрели 2568 раз.