НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Пост

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Руслан

Добрый день. Мне 18 лет. Мой вопрос касается отношения церкви к магии. Насколько я знаю, церковь решительно против всех ее проявлений. Но мне интересен один факт. Как мне известно, к новорожденному Христу прибыли три волхва с дарами. Волхв - маг, целитель, использующий силу камней ,трав и заговоров. Т.е. он является врагом церки и Бога. Но дары были приняты, а самих волхвов кара не постигла. Получается, что церковь против людей, признавших сына Господа, в то время как отальные пытались найти младенца и убить. Не могли бы вы объснить, как именно следует понимать данный факт.

Уважаемый Руслан!

Действительно, этимология слова волхв имеет несколько значений: кудесники, прорицатели, колдуны. В Евангелии восточные мудрецы, по звезде пришедшие поклониться новорожденному Христу.

В Персии волхвами называли людей мудрых, обладающих высокими, обширными (и тайными) познаниями, в особенности медицинскими. Они пользовались великим уважением и почетом, и при вавилонском и персидском дворах бывали советниками царей.

У пророка Даниила волхв - это наблюдатель природы, и, по-видимому, упоминаемые в Евангелии волхвы были астрономами или астрологами; в церковных песнопениях они называются мудрыми звездоблюстителями, "звездам служащие, звездою учаху-ся". Родина их точно не известна; апостол и Евангелист Матфей лишь кратко говорит "пришли в Иерусалим волхвы с востока" (Мф 2:1), но древнее церковное Предание, упоминаемое свтт. Василием Великим и Иоанном Златоустом, Климентом и Кириллом Александрийскими называет их отечеством Персию. Религия древних персов была чужда грубого идолослужения и многобожия, которыми отличались религии других древних языческих народов. Это значительно облегчало персидским волхвам путь к истинному Боговедению. Последнему особенно способствовало то, что долгое время в Персии и Вавилоне жил пророк Даниил и был там главою мудрых. По-видимому, он поведал группам местных мудрецов о Мессии, о Том, Кто "составлял чаяние языков". Халдейским и персидским мудрецам, вероятно, были известны и передавались из поколения в поколение и книги Даниила, указывающие, какое количество седмиц должно пройти до времени рождения Христа. И вот, когда приблизилось окончание этих седмиц и появилась на небе необыкновенная звезда, о которой еще Валаам пророчествовал: "Воссияет звезда Иакова и восстанет человек от Израиля" (Числ 24:17), некоторые волхвы поняли, что родился в мире необыкновенный Царь, подлинная надежда язычников, и устремили взоры к Иудее и Иерусалиму. И трое из них - Мельхиор, Бальтазар и Гаспар, как передает их имена церковное Предание, возгорелись желанием поклониться Ему и отправились в длинный, тяжелый по тем временам путь в Иерусалим, через дикие степи и пустыни Передней Азии, где их поджидали бури, жажда, дикие звери и еще более страшные и опасные разбойники.

Почему только трое из волхвов поняли значение явившейся на небе звезды и отправились в Иерусалим, а не все, кто изучал движение небесных тел? Потому что они изучали природу с умом, чуждым гордости, стремились к познанию истины, а не к удовлетворению своего честолюбия. Помните, у псалмопевца: "Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу" (Пс 113:9). Это чувство несомненно жило в волхвах , хотя они и не знали Истинного Бога.

И в настоящее время, когда человечество отводит науке огромную роль в своей жизни, провозглашает ее открывательницей истины, Бог ею призывает к Себе ученых, а за ними остальное человечество, подобно тому, как Христос Петра-рыбака привлек к Себе, поразив его множеством пойманных рыб, а звездоблюстителей волхвов - появлением звезды.

В Евангельской истории волхвов можно выделить три этапа: первый, о котором уже говорилось, от момента появления звезды до прихода в Иерусалим; второй - от прихода в Иерусалим до прихода в Вифлеем; и, наконец, третий - от поклонения Христу до отшествия в страну свою.

Чем замечательны эти этапы и чему они нас учат? Первый - от появления звезды до прихода в Иерусалим - это рассмотрение, постижение и познание воли Божией через природу. Оно потребовало от волхвов огромного труда - далекого путешествия, но дало лишь приблизительное познание воли Божией: Родился "царь во Иудеи".

Чистоте сердечной в научных исследованиях учит нас шествие волхвов за звездой. К науке надо подходить как к чтению Евангелия, с душою, чуждою зависти и лукавства, гордости и честолюбия, ибо "кто возносится естественными дарованиями, - пишет св. Иоанн Лествичник, - как-то: остроумием, понятливостью, искусством в чтении или произношении, быстротою ума и другими подобными способностями, без труда нами получаемыми, тот никогда выше естественных благ не получит, ибо неверный в малом и во многом неверен будет по своему тщеславию".

История волхвов от появления звезды до прихода в Иерусалим показывает, кроме того, невозможность через одну только науку в совершенстве познать волю Божию.

Более совершенное познание ее волхвы получили в Иерусалиме из Священного Писания: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, - прочитали им книжники слова пророка Михея, - ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля" (Мф 2:6).

Волхвы , узнав от первосвященников и книжников народных, что в Священном Писании написано через пророка "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля <...> пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф 2:6,9-11). "Золото, - пишет святитель Феофилакт, - как царю, ладан - как Богу, и смирну - как человеку".

Таким образом волхвы вошли в третий этап своего развития, поднялись к непосредственному богообщению. "И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою" (Мф 2:12), - это тоже непосредственное богообщение и богооткровение.

О дальнейшей судьбе волхвов Евангелие ничего не говорит, но древнее церковное Предание повествует, что волхвы были крещены апостолом Фомою во время проповеди его в Персии и стали благовестниками христианства на востоке.

Путь волхвов - это путь от изучения природы к Библии, от Библии к непосредственному богообщению, к высшей степени богопознания и духовной жизни. Свою жизнь они окончили как благовестники Евангелия. Этот путь длинный и трудный. Сколько опасностей поджидало волхвов на пути! Сколько сомнений, вероятно, пришлось пережить им в их трудном шествии! Их было трое, и они помогали друг другу в минуту опасности, поддерживали в моменты душевных депрессий и сомнений. "Как хорошо <...> жить братьям вместе" (Пс 132:1), - восклицает псалмопевец. Мог ли на подвиг волхвов отважиться один человек? Вряд ли.

Этот ответ просмотрели 2344 раз.