НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Пост

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Людмила, г.Сургут, Россия

Здравствуйте,Батюшка. У меня случилась беда (даже боюсь об этом говорить, т.к. знаю, что это большой грех)- мой папа покончил жизнь самоубийством. 20 лет назад они с мамой разошлись, он жил один. Я вышла замуж и уехала в Сургут, папа остался жить один в Украине, ему было 72 года. Виделись мы очень редко - один раз в год. Он начал болеть. Недавно у него обнаружили злокачественную опухоль, он написал для меня прощальную записку и ушел из жизни такми греховным способом. Хотя я знаю, что он всегда верил в Бога и даже в предсмертной записке говорит о Боге. Как мне быть? Я очень себя виню, что из-за дальнего растояния я не уделяла ему должного внимания. Пошла в Церковь, не знаю, как себя вести (до этого я ходила в Церковь, ставила свечи за здравие, молилась)- можно ли поставить за него свечку или нет. Спросила у служительниц в Церкви - одна говорит, что можно, вторая -нет. Я боюсь сделать что-то не так. Батюшка, будет ли папе прощение?

Уважаемая Людмила!

Безусловно, самоубийство - страшный грех, большая беда и для погибшего, и для родных. Жизнь - это дар Божий. Человек не по своей воле пришел в этот мир и не по своей воле должен уйти из него. Каждый христианин чает получить кончину "непостыдную и мирную", он знает, что за земной жизнью последует другая - вечная жизнь, где ждут его вечное блаженство или вечные муки. И от него самого зависит, обретет он покой или страдания...

Человек всегда — вечное существо, хочет он этого или нет. Человек никогда не может сделать себя существом конечным, смертным. Даже если бы он захотел, не может совершить полного самоубийства, ибо дело самоубийства само по себе есть зло, и, как таковое, переносит душу самоубийцы в вечное царство зла. Самим своим существом человек осужден на безсмертие и вечность. Только это безсмертие, эта вечность может быть двояка: добрая или злая, Божия или дьявольская. И человеку оставлена свобода выбирать между этими двумя безсмертиями, между этими двумя вечностями.

Людей, покончивших жизнь самоубийством не отпевают, за них не молятся и на просфору не подают. Да и как отпевать самоубийцу, просить: "Упокой, Господи, душу раба Твоего - на Тя бо упование возложи" (т.е. так как он на Тебя, Господи, надеялся), если покойный сознательно отказался от Господа, предал Его. Отказ от Господа - это и есть предательство. И первым предателем и самоубийцей, как мы знаем из Евангелия, был Иуда.

Но Церковь не отворачивается от самоубийцы, а только отходит в сторону и предоставляет Господу Самому решать участь преступника.

Поминание людей, покончивших жизнь самоубийством, не совершается в храме ни на Проскомидии ни на общественном богослужении. Молиться за таких людей можно только в домашней молитве. Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них. Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них. Душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о нем молитвы, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь. Поэтому, на сколько можно чаще, подавайте милостыни, как в воспоминание его добродетели.

Самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной - молитва за них. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Этот ответ просмотрели 2186 раз.