НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Пост

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Людмила Россия

Здравствуйте! Обращаюсь к Вам по просьбе женщины, которая очень переживает за своего сына. Он увлекакается спиртным, азартными играми, ведёт аморальный образ жизни. Сам он страдает, страдают его родные и близкие люди. Его постоянно тянет из дома, он не находит себе места, впадает в уныние, но не считает себя больным и не принимает никакой помощи.Сам он не молится, не обращается к Богу. Считает что всё нормально, но не находит радости и покоя ни в чём.
Его мать обращалась в монастырь в Булгаре, где ей сказали, что сын “одержимый”. Как помочь ему избавиться от одержимости, если сам он не хочет помочь себе. Мать готова на всё ради спасения сына. Помогите, пожалуйста, советом, как вернуть его к нормальной жизни, что нужно сделать матери и близким людям для его спасения?

Уважаемая Людмила!

Ваша ситуация довольно типична. Есть такая поговорка: «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь». Она очень точно и емко отражает значение тех жизненных впечатлений, которые ребенок получает в раннем детстве в отношениях со своими родителями, для его последующей жизни.

Несомненно, родители должны вверять своих детей Богу еще в детстве. Из дитя можно сделать что угодно. Его душа подобна мягкому воску; на ней можно начертать образ Божий или образ диавола. Каждый человек становится тем, кем его воспитывают.

Без помощи Церкви, без веры уберечь свое дитя невозможно. Родители, рождая детей и давая им тело, должны, настолько это возможно, содействовать их духовному возрождению, каждый воскресный день ребенка необходимо приобщать к Святому Причащению Тела и Кровии Господа нашего Иисуса Христа.

Жизнь матери – это постоянная битва за душу своего дитя. И то, что нельзя сделать своими силами, можно вымолить у Бога.

Большая часть вины лежит на нас, родителях, если наши дети не так воспитаны, как должно быть. В Ветхом Завете сказано, что человек познается по детям своим. По образу жизни детей, значит, узнаются родители, а также их деятельность в воспитании детей. Родители всегда были ответственны за поступки своих детей. Если кто имеет в своем доме недобрые, нехристианские порядки, непослушных, недобрых детей, то он сам ответственен за это. Примите же к сердцу это все, родители!

Большая проблема когда близкий человек страдает недугом пьянства и эту проблему нужно решать. Но в первую очередь надо понять, что решение проблемы зависит от каждого члена семьи в отдельности. Если они начнут тратить силы на себя, на свое внутреннее изменение, то будет лучше всем. В том числе и больному.

Давайте попробуем разобраться в причинах этого недуга. Одно из самых ранних упоминаний о последствиях употребления спиртного мы можем прочесть в Библии: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженный в шатре своем». Это пример неосознанного употребления спиртного, по незнанию его пагубных последствий. А через 2000 лет в притчах царя Соломона мы сталкиваемся с полными скорби словами, обращенными к винопийцам: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причин? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, и ищут вина приправленного». (Притч. 23; 29-32). Человеку хочется выпить, он жаждет общения с себе подобными, но никому не хочется быть сильно пьяным. Человек имеет желание быть значительным. Он чувствует свою незначительность в семье и находит значительность среди собутыльников.

Сейчас, благодаря последним достижениям медицины, появилась тенденция к разграничению понятий пьянства и алкоголизма. Попытаемся объяснить, в чем же заключается разница. Алкоголизм - это, в большей мере, наследственное, под влиянием массы причин, болезненное пристрастие к спиртному. И ведущим звеном в данном патологическом процессе является наследственный фактор. Этот фактор, как физической, так и духовной поврежденности, например, проявление первородного греха, грех родителей, злоупотребление во время беременности алкоголем и табаком, невоздержанность в супружеской жизни. Взрывы гнева, ложь ведут к нарушению гормонального фона, что непосредственно отражается на развивающемся младенце, вызывает тяжелые физические и духовные недуги, в том числе и алкоголизм. Еще в утробе клетки подвергаются стрессу и приучаются к алкоголю. Такие дети, помимо слабого физического здоровья, снижения защитных реакций организма, обладают особой страстностью натуры, т.е. с самого своего рождения подвержены действию пагубных духовных страстей.

Однако, рассматривая причины развития алкоголизма, не следует забывать о социально-этническом факторе. Приведем для примера несколько историко-статистических фактов. Алкоголизм, как социальное явление, был известен древним народам. Впервые в середине 19 века шведский врач Магнус Хусс вводит понятие «хронического алкоголизма», обобщив данные по этому заболеванию в Западной Европе. Любопытно, что алкоголизм процветал именно в тех странах, где под влиянием протестантизма народ отошел от своих древних традиций, поставив во главу угла индивидуализм. Пик заболевания алкоголизмом приходится на страны Скандинавии и Францию. А Италия, где вино является элементом национальной культуры, практически полностью избежала данных проблем. В современной Ирландии процент страдающих хроническим алкоголизмом выше среди протестантов, чем среди католиков. Примитивно-шаманистские народы Северной Америки и малочисленные северные народы более склонны к алкоголизму, чем те народы, которые имеют более древнюю богатую культурную традицию.

Отличным от алкоголизма следует считать пьянство. Пьянство, как и алкоголизм, может приобретать тяжелые хронические формы. Однако, в отличие от алкоголизма, причиной возникновения пристрастия следует считать привычку неумеренно употреблять алкоголь. Усиленная приверженность к страстям, эта привычка сводит на нет все усилия и попытки лечить пьянство. Более того, лечение хронического пьянства без победы над страстью, породившей его, невозможно.

Избавиться от недуга пьянства, можно не препаратами или кодированием – это никогда никому не помогало. Да и Церковь относится к таким методикам отрицательно. В первую очередь близким людям необходимо дать возможность почувствовать больному значительными среди нас. Зависимый от алкоголя человек со стороны его близких нуждается в первую очередь в любви, в признании его ценным, достойным человеком. Необходимо позволить ему делать то, что он хочет. Это может привести его к краху, и тогда он наконец обнаружит свое собственное Я. Образно говоря, ударившись о дно пропасти, он может вновь обрести свою способность решать проблемы. Быть с ним мягким, но вместе с тем твердым в отношении его поступков. Позволить человеку столкнуться с их последствиями и пережить все, что он натворил. Самим получать помощь и поддержку для себя.

В святоотеческой литературе Православной Церкви мы встречаем множество советов об избавлении от пьянства. Все их можно свести к тому, что для преодоления пристрастия к алкоголю необходимы вера, молитва, пост, частая исповедь и причастие. И всегда помнить: организм не требует того, от чего страдает, а вера творит чудеса.

Также и сам человек, страдающий этим недугом должен приложить свои усилия. Первый и самый необходимый факт - это признание себя пьяницей. Не просто это сделать, но лишь признав этот факт, человек побеждает в себе греховную страсть гордыни, которая в большинстве случаев порождает все другие пороки. Важно, чтобы это было не просто констатацией факта собственной порочности, а, чтобы из осознания своей немощи родилось стремление избавиться от нее. Часто это осознание приходит после частых запоев, когда организм не может употреблять спиртное, а пристрастие сохраняется. И в этом случае большая ответственность лежит на окружающих, чтобы они своей психологической и молитвенной поддержкой помогли больному.

Второй этап заключается в полном прекращении употребления спиртного. В этот период важно вырвать из прежнего круга общения больного, дать новый смысл его жизни. С бесовскими полчищами можно бороться лишь с помощью Божией через молитву, исповедь и причастие. Важно заполнить духовный вакуум, образующийся после отказа от спиртного. И здесь важна поддержка крепкой церковной общины, теплая атмосфера дома.

Так называемая отчитка применяется не для лечения той или иной физической немощи, болезни, а для исцеления от страшного духовного недуга - одержимости бесом. Конечно, освобождаясь от бесовской зависимости, человек получает облегчение не только для души, но и для тела. Вот, например, описание исцеления Гадаринского бесноватого. "И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся" (Лк. 8, 26-36).

Изгнание нечистых духов - это нелегкое и опасное делание. В Деяниях апостолов мы читаем, как "некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома" (Деян. 19, 13-16). Поэтому за отчитку берутся только по послушанию, а никак не самочинно, чтобы не подвергнуться самим поруганию от бесов.

Необходимо понимать, что к отчитке прибегают только в крайних случаях, когда зависимость от беса доходит до одержимости. Обычно же пост, молитва, покаяние, регулярное причащение Святых Христовых Таин помогают христианину избавляться от страстей, греховных привычек и тем самым освобождаться от бесовской зависимости. Молитесь за сына.

Помоги Вам Бог!

Этот ответ просмотрели 2427 раз.