НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Пост

На вопрос отвечает представитель сайта «Владивостокская митрополия»

Спрашивает: Александр, Россия

Батюшка, благословите! Мне непонятны два вопроса сразу, но связанные одной темой - проблемой выбора. 1) Смерть Христа была предречена Исаией, на то была воля Бога. Не понимаю, разве был у Иуды выбор? Ведь Христа кто-то должен был предать, чтобы Его распяли и чтобы люди получили спасение. Так чем виноват Иуда, если он всего лишь выполнил волю Бога? Хорошо, если бы не он, а другой - все равно на то была воля Бога, не так ли? Где грань между волей Бога и выбором человека? Я знаю, что я не прав, знаю, что так нельзя говорить, но пока я вижу в действиях Бога что-то наподобие манипуляторства. Опять же: я знаю, что Бог так не мог поступить и что это я заблуждаюсь, но все же. 2) Современные исследования и опыт некоторых моих знакомых и друзей доказывают, что некоторые люди уже рождаются с предрасположенностью к гомосексуализму. Да, большинство развращаются от пропаганды, от собственных грехов, но некоторые, пардон, с детского сада помнят свои мысли и ощущения. Не может ли быть так, что некоторым людям такое достается от грехов отцов?

Здравствуйте, Александр. 1. Бог дал каждому человеку свободную волю и от века знает, как кто из нас этой свободной волей воспользуется. Конечно, и у Иуды был свободный выбор: он мог предать Христа, а мог и не предать. Как мы знаем, нашу свободную волю могут абсолютно поработить грехи и страсти. Иуда страдал страстью сребролюбия. Многие, смиряясь и понимая, что не могут в одиночку получить исцеление от страстей, обращаются к Богу — и по вере их дается им. Иуда не обратился. И даже после предательства он мог измениться, раскаяться, но не стал. Разве Бог помогал Иуде предавать Христа?! Разве Господь Иисус Христос не сказал: «Вот, один из вас предаст меня», и все ученики в волнении начали спрашивать: «Не я ли, Господи?». Чего ж Иуда-то не переменил решения, а слицемерил и спросил вслед за остальными? Сколько раз Господь давал ему возможность отказаться от задуманного! Бога в этом нельзя винить, это попытка сильного упрощения ситуации. Вы понимаете неверно. Воля Господа была, есть и буде одна — спасти человечество. На смерть Христа Божией воли не могло быть. Просто было очевидно, что люди все равно убили бы, и вот, как мы знаем, убили Господа. В христианской традиции то, что произошло с Иудой, называется попущением Божиим. Также — и Распятие и смерть Спасителя. Христос наш был распят по злой воле людей (а не Бога!). Злая воля еще и в том видна, когда человек во всех своих бедах и проблемах склонен винить других людей и даже Бога. Причина же наших страданий находится в нас самих. Святые подвижники это понимали и еще при жизни удостаивались от Господа плодов Духа, но при этом нисколько святее, лучше себя не чувствовали, даже наоборот. В этом — великий смысл и Божия тайна о человеке. В наших грехах, как и в погибели, одни мы только и будем виноваты. Если бы было не так, то не погибали бы души человеческие. Поймите: никто не может погубить человека, кроме него самого. 2. Греховная закваска передается от родителей к детям, но у каждого человека сохранена свобода воли и личного выбора. Можно направить волю к Богу, к добру, но это трудно, это кровь и пот сердца, а подчас и тела, это нужно бороться со своим греховным предрасположением, не отставать от спасительных Таинств Божиих. И потому человек не хочет бороться. Современное же общество также не располагает к такого рода борьбе и самосовершенствованию, поддерживая и оправдывая нижайшие пороки, затемняя умы, калеча наши души. Греховные помыслы и ощущения предлагают нам демоны, зная о нашей немощи. Но у нас и тогда есть свободный выбор: принять или отвергнуть грех. В этом величие человека. Хорош бы он был, если бы его от всех гадостей изолировали, берегли, а потом сказали: все, ты святой, потому что не грешил! Святость — это же не просто отсутствие греха в жизни человека. Это достижение состояния постоянного богообщения через именно борьбу с грехом и через победу Божию в этой борьбе. Само развитие, укрепление и активизация греха начинается в человеке именно с принятия помыслов. Дав корни, они вырастают и расцветают буйным цветом греховных деяний и поступков. Но подчас эти корни из души вырвать уже очень и очень трудно и больно.

Игумен Алексий.

Этот ответ просмотрели 2662 раз.