НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Современность

Церковь

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Елена

Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, где грань между гордыней и чувством собственного человеческого достоинства?
У кого-то из Святых отцов я читала (к сожалению, не помню точно, где), что это, по сути, тождественные понятия. А у современных отцов Церкви существует мнение, что дать попрать свое человеческое достоинство - это грех.
И еще вопрос. У Вас на сайте я прочитала, что любить ближнего - это значит соблюдать “золотое правило”. Это понятно и хорошо. Не понятно другое, - если надо возлюбить ближнего “как самого себя”, то, значит, и себя надо любить? В современной психологии и психотерапии распространено мнение, что человек, не способный любить себя, не способен любить и других, поскольку у него нет “мерила” любви. Правильно ли это? Неужели любить себя - это не грех?
Как-то в передаче радиостанции “Радонеж” очень уважаемый мною священник сказал, что не суди, и не осуждай (это как раз понятно), но думай, что самый грешный среди всех - “есмь аз”. Но когда я начинаю думать о том, что я - хуже всех, то у меня опускаются руки, я впадаю в уныние, ибо теряются силы и желание что-то делать.
Знаю Вашу доброжелательность и мудрость, поэтому очень надеюсь на Ваш ответ. Храни и спаси Вас Господь. Простите мое недомыслие.

Уважаемая Елена,

Мы часто забываем кто такой христианин. Нам кажется, что христианин и жизнерадостный человек – это два несовместимых понятия. Это неверно. Христианин – это единственный на земле человек, который может радоваться жизни сполна, ведь его Господь победил смерть. У нас же вечное покаяние, вечная тоска, вечное уныние. Начитавшись «монашеской» литературы, кажется, что ничего не должен делать христианин кроме покаяния. Но как же? Мы крестились, отреклись от сатаны, от греха – мы стали христовыми. Вот в чем наша радость. Покаяние нужно нам тогда, когда мы согрешили, а не тогда, когда выдумали грех. Гордость и любовь к себе – это вопрос из этой же сферы. Как человек, будучи образом Бога, христианином, может сознательно мешать себя с грязью и грехом? Зачем это? Если в нас есть что-то доброе, прекрасное, то возблагодарим за это Бога, ибо это Его дар, Его милость к нам. Считать себя хуже всех – значит унижать тот Святой Дар Евхаристии, которому мы причастны. Не превозноситесь, не судите, не унижайте других, не хвалитесь своим, но тем, что от Бога и то, что дар Его. Мы любим себя, но не как гордецы, а потому, что мы чада Церкви Христовой. Есть один простой индикатор, так сказать способ проверить себя на гордость: если обидел ближнего, нашел оправдание и не извинился – ты горд. Если извинился, примирился с ближним, приобрел любовь к нему, воздал славу Богу, а не себе – нет здесь гордости. Важно ведь понять, что в книгах подвижников описан путь монашеской аскезы, но и там мы видим, что христианин – это слава Божия. В патериках много рассказов о радости, просто бывает, что мы циклимся на горе, на вечной тоске и вся наша жизнь представляется серой. А где Пасха, где жизнь, где победа, где величие христианина? Удивительная вещь, что монашество раскрывает именно эти самые характерные черты христианства. Молитва, постоянная молитва – это радость и плачь радостотворный. Недопонятое монашество рисует перед нами беспросветное уныние, а настоящее монашество – радость вечной жизни во Христе. Современная психология забыла Христа, и поэтому потеряла «мерило любви». Любить себя – это не считать себя самым самым, но трезво замечать свои достоинства и недостатки. За первое благодарить Творца, а второе – исправлять. Помоги Вам Господь.

Этот ответ просмотрели 3533 раз.